Дорожный этикет и стоит ли с ним бороться
Если правила устанавливают, то их непременно нужно соблюдать. В контексте автомобильно-дорожной жизни это даже не оговаривается. С ПДД, равно как и с инспектором ДПС, не поспоришь. Однако существует и негласный свод правил для автомобилистов. Кто конкретно и когда его выдумал – неизвестно.
Впрочем, это был не один человек, а целая плеяда дорожных «изобретателей», и первыми об особых знаках задумались дальнобойщики еще во времена СССР. Ведь именно они проводят жизнь в дороге. А раз так, то им приходится выкручиваться всеми возможными способами. Руководство тогдашней милиции сделало необдуманный шаг, опубликовав информацию о возмутительной выдумке «маячить» фарами в газетах. Через несколько недель этот фокус взяли на вооружение большинство опытных водителей страны.
Бывалые водители прекрасно знают, что означает «световая» азбука фар, или азбука «обгона». А вот новички, совсем недавно зарезервировавшие свою оперативную память сдачей экзаменов по вождению и знанию ПДД, слабо ориентируются в народных дорожно-автомобильных изобретениях. Попробуем в них разобраться!
Итак, не имея возможности использовать какие-либо другие средства, водители активно используют два: свет и звук. Иногда еще и жесты.
СИГНАЛЫ ФАРАМИ
1. Самый распространенный световой сигнал – две коротких вспышки фар, предупреждающие другого водителя о том, что где-то недалеко притаились инспекторы ГИБДД. Последним – обидно, водителям – бальзам на душу от своевременного предупреждения. И хотя считается, что в Европе водители тоже грешат негласными дорожными правилами, не стоит забывать, что менталитет в Европе другой. Был даже такой случай, когда на территории европейского государства россиянин «маякнул» фарами встречному водителю, предупреждая о полицейских поблизости. Бедолагу даже судили, считая, что он поступил крайне аморально. Высококультурное общество не могло уразуметь, в чем же здесь подвох? Но потом суд постановил, что вежливый россиянин мигнул фарами в назидание. Мол, дружище, соблюдай–ка скоростной режим. И россиянина помиловали. Но уж нас-то с вами не проведешь!
2. Два коротких сигнала могут означать, что поблизости иная опасность (например, открытый люк), или же ДТП.
3. Едущий позади автомобиль дерзко и продолжительно светит дальними фарами (иногда сопровождая это звуковым сигналом), значит, он просит уступить ему дорогу. Ну, просит или требует – это покажет ситуация.
4. Одним коротким световым сигналом дальних фар вы можете показать встречному водителю, что пропускаете его. Это актуально в условиях дорожных пробок, когда заторы могут быть помехой к тому, чтобы встречный автомобиль развернулся.
5. Одним длинным световым сигналом (опять же дальним) можно обозначить просьбу «Уступи мне дорогу!», адресованную водителю встречного автомобиля. Это имеет смысл на загородной трассе, в том случае, если не получается обогнать попутное авто, и очень хочется, чтобы встречно авто держалось слегка правее. Водители Западной Европы, если и решаются на такое, то обычно используют в таком случае аварийную световую сигнализацию.
6. Существует определенная наука сигналов поворотниками. Допустим, перед вами едет фура, беспрестанно мигающая левым поворотником. Такой сигнал означает, что водитель фуры говорит об опасности и о том, что его лучше бы не обгонять.
7. Если у фуры замигал правый поворотник – значит, водитель говорит: «Можешь совершать обгон». (Смело, но осторожно, не забывая о ПДД).
8. Вас обгоняет грузовик? Не поленитесь подмигнуть водителю дальним светом после того, как грузовик окончил свой маневр. Тем самым вы поможете водителю габаритного транспортного средства.
ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ
Такие сигналы, учитывая их воздействия на человека, сами по себе несут стрессовый заряд. Их желательно использовать для предотвращения автомобильной аварии и последующей продаже автомобиля на запчасти. Но бывают и исключения.
1. Так, короткий звуковой сигнал, обычно означает приветствие – тут уж догадаться нетрудно. Или же наоборот, вас предупредили о предстоящей встрече с ДПС, а вы в ответ возьми и издай гудок, мол, «спасибо!»
2. А вот длинный звуковой сигнал, сочетающийся с миганием дальнего света фар, вряд ли сулит что-то приятное. Заметив такой сигнал, лучше остановиться, он означает, что вас либо ожидает опасность впереди, либо с вашим автомобилем что-то не так.
3. Три коротких звуковых сигнала донесут до вас информацию о том, что кто-то вами недоволен. Точнее, вашим поведением на проезжей части.
ЖЕСТЫ
1. Есть малоизвестные, но весьма функциональные жесты среди водителей. Например, если вы водитель грузовика и видите направленный в вашу сторону… кукиш, не спешите нервничать. Таким способом вам сообщают о застрявшем между спаренными колесами камне. Наглядно и оригинально!
2. Если же рука доброжелателя описала круг и указала вниз – читай: «У вас спущено колесо!»
3. Об открытом багажнике вас оповестит рука, как бы шлепнувшая по воздуху.
4. В общении с пешеходами свето- и звуко- сигналы бывают не очень уместны. Если вы хотите пропустить пешехода перед своим автомобилем – махните ему рукой в окошко. Ведь звуком можно попросту напугать, а вашего лица можно не заметить из-за световых бликов на стекле.
5. Если вы хотите попросить кого-либо пропустить вас при выезде со второстепенной дороги – выставьте кисть руки через окно.
Не забывайте о том, что вся эта азбука – негласная, и никто из участников движения не обязан знать ее досконально. Будьте терпимы и уважительны друг к другу.
В завершении напомним еще об одном правиле. Оно нигде не прописано, и никто не напомнит о нем ни звуком, ни жестом. Просто не забывайте о нем, о правиле «Трёх Д» - Дай Дураку Дорогу!