Расходы автовладельцев в России вырастут
На льготные кредиты не хватило денег
Минпромторг официально заявил, что с 1 января 2014 года выдача льготных автокредитов будет прекращена. Напомним, что правительство при покупке автомобиля отечественной сборки и стоимости более 750 тыс. руб. возвращало переплату по процентам в размере 2/3 ставки рефинансирования (примерно 5,5%). Для покупателей это была отличная возможность сэкономить, благо, что в указанную сумму входит большой перечень автомобилей.
О популярности программы красноречиво говорят цифры – с 1 июля 2013 года по 1 декабря по программе продано около 248 тыс. машин, что превысило первоначальный прогноз на 15%. Льготные кредиты хоть и не смогли переломить застойную ситуацию на российском рынке, однако заметно увеличили спрос на автомобили и, конечно, весьма благотворно сказались на банковском секторе, ведь больше машин стало покупаться в кредит.
Стоимость владения автомобилем в следующем году станет выше
Финансовые показатели такие. На субсидирование программы выделено 7,8 млрд рублей бюджетных средств в период с 2013 по 2016 годы. При этом доходы федерального бюджета в виде НДС и акцизов с проданных автомобилей только в 2013 году составят порядка 21 млрд рублей. Конечно, эти суммы нельзя сравнивать напрямую, потому что большую часть автомобилей все равно бы купили и без программы, однако выгода от акции налицо.
Почему же от такого эффективного инструмента стимулирования спроса решено отказаться, да еще и досрочно (по первоначальным планам программа должна была продлиться до 1 января 2014)? Причина банальна – нехватка денег. В условиях оптимизации бюджета у Минпромторга не нашлось аргументов за то, чтобы продлить программу: с одной стороны, льготные автокредиты подстегнули производство автомобилей примерно на 10%, а с другой – продажи по сравнению с предыдущим годом все равно упали. Хотя подсчеты все равно показывают, что правительство по итогам программы далеко не в минусе, просто теперь возможности купить машину в кредит чуть дешевле чем обычным путем не будет.
Бензин может подорожать до 40 рублей
Многие эксперты считают, что средняя цена литра бензина в 2014 году может достигнуть 40 рублей. Звучит очень грозно, ведь бензин самая значительная часть расходов почти любого автовладельца.
Наиболее пессимистичен в прогнозах президент Союза нефтепромышленников России Геннадий Шмаль. Он, прогнозируя уровень подорожания, называет среднюю цифру в 10%, объясняя это повышением цен на нефть и новыми налоговыми ставками на ее добычу.
По подсчетам эксперта выходит, что литр 92-го в течение следующего года достигнет, как минимум, стоимости в 35-36 руб., 95-й будут продавать примерно за 37-38 руб., а цена 98-го достигнет психологической отметки в 40 рублей. Любой автовладелец, зная свой пробег и расход топлива автомобиля, без труда сможет подсчитать насколько больше он будет платить за бензин при таких ценах.
Экономические предпосылки к росту есть. И связан он далеко не со стоимостью нефти. Наоборот, почти все эксперты считают, что нефть подешевеет. А все потому, что на рынок в 2014 году могут хлынуть миллионы тонн иранской нефти. О возможном снятии нефтяного эмбарго «большая шестерка» (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай и Германия) с Ираном уже договорилась. Если это произойдет, то цена на нефть может снизиться еще на 10-12 долларов за баррель. В то же время давно доказано, что в стоимость бензина в России и стоимость нефти не связана, а цены на топливо увеличиваются в любом случае.
Бензин обещает подняться в цене
Налоги – вот постоянный источник роста цен. Уже сегодня доля различных сборов в стоимости литра топлива превышает 65% и с каждым годом продолжает расти. В 2014 году предусмотрено поэтапное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которое не может не увеличить этот процент. Суровые налоговые условия реализации топлива в стране приводят к тому, что продавать нефть заграницу российским компаниям выгоднее. Возникает если не дефицит, то ситуация, при которой снижении цен практически невозможно.
Однако нужно признать, что сегодня цены на бензин сдерживаются ФАС и если бы топливным компаниям дать волю, то уже сегодня ценники на заправках были другими. Впрочем, государственное регулирование работает до поры до времени, и как только налоговая нагрузка вырастет, то цены последуют следом за ней.
Транспортный налог на старые автомобили может вырасти
Министерство промышленности и торговли подготовило новую методику расчета транспортного налога. Ее рассмотрят в минфине и Госдуме. Главная новация – отказ от расчета транспортного налога в зависимости от мощности двигателя. Теперь его привязывают к объему двигателя, а также учитывают экологический класс автомобиля. Чем он ниже, тем больше нужно будет платить владельцу авто.
Конкретные ставки не названы и рассчитать, кто сколько будет платить по новой схеме невозможно. Но приоритеты заметны. Если раньше в проигрыше оказывались владельцы мощных авто, то теперь маятник может качнуться. На первое место выходят уже не показатели по лошадиным силам, а, если так можно выразиться, технологичность мотора – сколько лошадок у него снимают с литра объема. В плюсе окажутся владельцы турбированных моторов с малым объемом, но высокой мощностью. В минусе – владельцы старинных моторов, у которых «лошадок» мало, а объем велик.
Скажем, сегодня владелец Skoda Yeti за 105-сильный мотор объемом 1,2 литра платит больше чем владелец 100-сильной 2,5-литровой «Волги». А будет наоборот, причем с огромной разницей.
По новой системе расчета налог на старые «Волги» будет очень высокий
Хорошо это или плохо – вопрос спорный. В России большой парк старой неэффективной с точки зрении литража техники, по владельцам которой такая схема нанесет удар. С другой стороны эта мера стимулирует владельцев к покупке более технологичных автомобилей, которые сжигают меньше топлива и меньше загрязняют атмосферу.
Второй пункт предполагаемой налоговой реформы – учет в ставке экологического класса авто. Он напрямую бьет по владельцам старых карбюраторных машин – у них-то класс самый низкий. Такая формула тоже стимулирует владельцев продавать старые автомобили и покупать более свежие, у которых экологический класс выше.
Кроме того, в проекте транспортного налога предусматриваются льготы гибридным и электрическим автомобилям. Сейчас при расчете транспортного налога считается совокупная мощность гибрида: двигателя внутреннего сгорания плюс электромоторы. Предложение такое – мощность электромотора не учитывать, а чисто электрические автомобили не облагать налогом вовсе.