Номера можно будет выбирать
Красота – бесплатно?
То, что сегодня есть такое понятие как «блатные номера» ни для кого не секрет. Красивое или смысловое сочетание букв или цифр на знаке хороший способ показать свой статус, род занятий или богатство: ООО, ААА, АМР, ХХХ, 777, 001, 957 и так далее. Не секрет также, что в ГИБДД налажена торговля такими номерными знаками. Система развитая и сложная, со своими правилами и прейскурантами.
Например, повторение двух цифр в номере стоит одних денег, а трех – уже других, дороже. Это, конечно, незаконно. Номера должны выдаваться по порядку, случайным образом, но мы же в России, кто тут упустит выгодный «бизнес», тем более, что в водительской среде не иссякает поток желающих заплатить за то, чтобы выделиться. А если есть спрос – будет и предложение.
Что же, теперь номера будут выдавать по-честному? Нет, но новый закон предполагает, что автовладелец сам сможет заказать нужную ему цифробуквенную комбинацию. В теории это должно покончить с «бизнесом» на номерах, ведь каждый сам себе сможет заказать красивый номер – пока они не закончатся, конечно. А потом, как закончатся, у всех будут одинаково некрасивые, либо тогда вообще номера как-нибудь реформируют. Уточнение «в теории» мы используем потому, что в законе нет механизма его реализации. То есть, депутаты принимают закон (а то, что примут, вероятность очень высокая), но как он будет работать непонятно. Этим вопросом уже потом должно будет заняться правительство.
Нам кажется, что оптимальным будет такой вариант. Автовладелец приезжает ставить машину на учет, просматривает базу свободных сочетаний, выбирает нужное. Ему вносят изменения в ПТС и выдают свидетельство о регистрации, а потом он едет в специализированную контору и изготавливает себе номера (с недавних пор это стало законным). Все легко и просто, но додумаются ли до этого законодатели еще вопрос, да и ответных шагов полицейской «мафии», которая сегодня прилично зарабатывает на номерах, тоже можно ожидать.
Кстати, несколько лет назад в Думе обсуждали вариант, чтобы в России разрешить автомобильные номера на американский манер. У них номер может состоять не только из фиксированного набора букв и цифр, но и из отдельных слов, которые, конечно же, можно выбирать самому. Это бы еще больше подчеркнуло индивидуальность владельца, да и денег в бюджет принесло, потому что такие номера официально стоят дороже, но, судя по всему, такая реформа никому не понравилась.
Регистрировать в салоне
Второй основополагающий момент нового закона – возможность регистрации автомобиля в автосалоне. Сегодня некоторые автосалоны и без закона предоставляют такую услугу, правда, за довольно ощутимую цену. Автовладелец выписывает доверенность представителю автосалона, и тот проводит необходимые регистрационные действия, а потом торжественно вручает покупателю его машину уже с номерами. То есть, фактически, машина регистрируется на общих основаниях, просто менеджеры салона за определенную плату берут на себя «беготню» и трату времени покупателя. Сейчас же речь идет о том, чтобы для салонов упростить процедуру регистрации.
Конечно, это право окажется не у всех автосалонов. Как минимум, нужно будет получить статус «специализированной торгующей организации». Порядок и условия обретения такого статуса должно разработать МВД, оно же и будет выдавать «лицензии». Необходимое требование к автосалону – быть дилером какой-либо марки.
Как будут работать сама процедура? Автосалон от имени автовладельца готовит пакет документов, необходимых для подачи в ГИБДД, проверяет достоверность регистрационных данных автомобиля и его маркировочных обозначений. Кстати, за достоверность этих сведений салон несет ответственность. Затем данные отправляются в ГИБДД. Представителю салона не нужно будет стоять в очередях, кроме того новые машины разрешат не осматривать, поэтому регистрация пройдет проще и быстрее. После нее салон передает номера и свидетельство о регистрации с машиной вместе автовладельцу.
Сколько это будет стоить? Закон этот момент не оговаривает, отношения между автосалоном и владельцем будут договорные. В любом случае, госпошлину за постановку на учет салону оплачивать придется. Будет ли он взимать ее с клиента или как-то еще зарабатывать на услуге? Сказать сложно, но можно предположить, что по крайней мере часть салонов предложит покупателям бесплатную постановку на учет как бонус при покупке. Салону это обходится недорого, а покупателю приятно.
Каких-то ограничений на модели или место сборки автомобиля в законе не приводится. Единственное, законопроект запрещает проводить регистрационные действия при невозможности идентификации автомобиля из-за подделки, сокрытия, изменения или уничтожения маркировки, нанесенной изготовителем транспортного средства. Однако для новых машин в салоне это вряд ли будет актуально.
Уважаемые читатели, а как вы относитесь к идее самостоятельно выбирать номер на свой автомобиль? Избавит ли это нас от «блатных» номеров? Или, наоборот, будет хаос? Свое мнение вы можете высказать в комментариях к материалу.