Подорожают ли автомобили в России
Возвратят не все
Про эпопею, касаемую утилизационного сбора, мы уже писали. Коротко напомним — правительство России, чтобы компенсировать снижение пошлин после вступления в ВТО, ввело утилизационный сбор для импортеров, однако те возмутились, обратились в суд и вынудили распространить сборы и на отечественные заводы. С 1 января за каждый произведенный в России легковой автомобиль (любой марки) изготовитель должен заплатить 26,8 тыс. руб. Взять хотя бы LadaGranta. Базовая комплектация стоит 279 тысяч рублей, утилизационный сбор составляет более 10% от себестоимости (АвтоВАЗ платит сбор наравне со всеми). Понятно, что это довольно сильное обременение и завод просто не может не прореагировать на такое увеличение себестоимости. Granta — самый яркий пример, но вообще практически для любой модели такая «добавленная стоимость» без увеличения цен ставит выпуск на грань рентабельности. А ведь за машины с мотором более двух литров платить нужно еще больше. На УАЗе, где основной мотор 2,7, просто счастливы.
Не все так плохо. Правительство все-таки хочет защитить отечественных производителей (напомним, что с точки зрения экономики все сборочные производства иностранных брендов это тоже отечественные производители) и предоставить им преференции. Поэтому был придуман ответный ход.
Формально эти деньги идут на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, энергоресурсы, выполнение гарантийных обязательств, содержание рабочих мест. Все это расходы коммерческого предприятия и государство в обычных условиях никогда не будет их компенсировать. В этом можно даже усмотреть некое изящество — мы и закон не нарушаем, но и статус-кво отечественных заводов восстанавливаем.
Так что же, зря паниковали, производители получат свое и не будут увеличивать цены? Не так все просто. Во-первых, не все заводы в России будут получать компенсацию. На нее могут рассчитывать только те, кто подписал соглашение о промсборке или работает на территории свободных экономических зон. То есть в список автоматически не попадают заводы типа Дервейс, ТагАЗ или Ирито, которые напрямую договариваются с китайскими брендами. То есть повышение цен на китайские авто местной сборки стоит ждать в первую очередь.
Во-вторых, нехитрый подсчет показывает, что 85 млрд руб в год не полностью компенсируют выплаты по утилизационному сбору. Если судить по количеству выпущенных в прошлом году машин, то производители в этом году должны будут бюджету 118,9 млрд (если объем выпуска не увеличится). Значит, компенсировано будет только 70%, а оставшиеся 30% заводам все-таки придется выплачивать самостоятельно. Если снова взять в качестве примера LadaGranta в базовой комплектации, то получается, что из ее 26,8 тыс. руб сбора, АвтоВАЗу вернут примерно 18,9 тыс, а на оставшиеся 7,9 тыс. либо придется «подвинуться» самому заводу в плане прибыли, либо взимать эти деньги с покупателей. Второй вариант, естественно, более реалистичен.
Хотя насчет АвтоВАЗа можно беспокоиться меньше всего. Система компенсаций непрозрачна и хотя, формально, зависит от количества выпускаемых в год автомобилей, возможны различные трактовки. Не исключено, что кто-то сможет вернуть куда более 70% (вы заметили, как в этом предложении повеяло словом «откат»?), тогда как другим «недодадут». Так что окончательно забывать про утилизационный сбор как фактор роста цен не стоит.
Дорогой импорт
Вторая причина повышения цен на автомобили даже более реальна чем первая — с начала года российский рубль подешевел примерно на 6%. Именно столько при конвертации стали терять импортеры на моделях, которые в нашей стране не собираются. Не удивительно, что первыми о повышении цен заговорили как раз те бренды, которые в нашу страну ввозятся. Opel уже успел даже повысить цены. С 10 февраля стоимость всех моделей с молнией на радиаторной решетке, за исключением Mokka, подросла на 5%. Повышение цены на компактный кроссовер составило 2,5%. Уже объявили о повышении цен в Mercedes-Benz. На сколько — пока неясно.
А модели, которые собираются в нашей стране? По ним, на самом деле, падение курса рубля тоже бьет. Хоть сборка происходит и в России, но компоненты ввозятся из-за границы, высоким процентом локализации может похвастать разве что RenaultLogan, у остальных моделей он предельно низкий. Значит, потери все равно будут, может только чуть меньше. Что говорить, даже АвтоВАЗ страдает от снижения курса отечественной валюты, ведь даже в исконно русских машинах используются импортные комплектующие, которые покупаются за более дорогие доллары и евро, правда их, конечно, не так много, как в иномарках.
Понижение курса рубля объективная мера и тут ничего не попишешь, однако говорить, что цены однозначно вырастут мы бы не стали. Нельзя не учитывать еще один фактор. Еще не так давно российский автомобильный рынок был высокомаржинальным. Хороший спрос приводил к дефициту на многие модели, не удивительно, что производители могли неплохо зарабатывать на продажах. Характерный пример: собранные в России автомобили в Белоруссии продавали дешевле чем у нас. Не потому, что себестоимость ниже, а потому, что в «бедной» Белоруссии по другим ценам машины никто не брал. А у нас «ценник» можно было ставить выше — все равно раскупят.
Однако сегодня рынок на спаде. В прошлом году россияне купили автомобилей на 4% меньше, чем в 2012-м. В этом году падение только продолжится. В таких условиях говорить о дефиците не приходится. Даже те модели, на которые раньше были очереди чуть ли не году, сегодня можно купить относительно свободно. Хочешь не хочешь, но производителям придется понемногу уменьшать свою маржу, а этот процесс может сгладить предпосылки для роста цен на машины.
Посему, как нам кажется, глобального роста цен можно не ожидать. Может, отдельные марки вырастут и заметно, но у остальных прибавка составит максимум 2-3%, которые входят в традиционное ежегодное подорожание. Его можно не бояться, это даже меньше инфляции.