В России создан реестр кредитных автомобилей
При таком количестве автомобилей, купить тот, за который первый владелец еще полностью не расплатился очень просто. А это плохо, потому что по сложившейся в России судебной практике новый владелец не считается добросовестным покупателем и в случае чего машину у него изымут. Он, конечно, будет иметь право обратиться с претензиями к прошлому владельцу, но того, во-первых, еще нужно найти (а те, кто продается автомобиль в кредите, делают это не просто так), во-вторых, доказать, что уплатил за машину именно такую сумму, истинную цену в договорах купли-продажи указывают далеко не всегда.
В общем, кредитный авто покупать, очевидно, не стоит. Но как уберечь себя от этого? Сегодня в России это сделать можно лишь по косвенным признакам – дубликат ПТС, подозрительный продавец, малый возраст автомобиля, но нет никакой гарантии и уверенности. В западных странах, например в США (где, кстати, количество автомобилей, покупаемых в кредит, еще выше), проблему решили очень просто – есть общенациональные базы данных, в которых содержится вся информация. Это знаменитые Carfax и Autocheck. За небольшую сумму будущий автовладелец может получить об автомобиле много различной информации, в том числе и по кредиту если он был.
Мечты российских автомобилистов о чем-то подобном начинают сбываться, пусть пока не по всем аспектам эксплуатации, а только по кредитам. С 1 июля 2014 года у водителей появится доступ к специальному реестру, в который будут заноситься машины, купленные в кредит.
Работу по составлению и ведению реестра взяла на себя Федеральная нотариальная палата. Это немного странно, но именно нотариусы будут отвечать за защиту населения от кредитных автомошенников. 1 июля 2014 года на сайте ведомства (www.notariat.ru) будет опубликована ссылка на специальный сайт, на котором, используя идентификационный номер (VIN) автомобиля, можно будет почерпнуть нужные сведения. Информация там будет доступна в режиме онлайн (то есть даже идти никуда не придется), к тому же и бесплатно.
Как вообще будет работать этот реестр? Наполнение базы началось в конце прошлого года и идет полным ходом. Новые автомобили, купленные в кредит в этом году, должны быть в базе. Как они туда попадают? Банк или иной кредитор после заключения договора на покупку автомобиля в кредит вносит через любого нотариуса Российской Федерации сведения о заложенном автомобиле в реестр.
После чего информация в ограниченном виде (без персональных данных залогодателя и залогодержателя) публикуется на сайте. Разработчики обещают, что публикация будет проводиться в течение нескольких минут, хотя стоит признать, что в данном случае такая оперативность и не обязательна.
Любопытно, что по желанию автовладелец может запросить не только статус автомобиля, но и подробности, в том числе и кому он принадлежит. Но такую информацию в интернете предоставлять не будут. Для этого нужно лично явиться к любому нотариусу РФ, кроме того эта услуга уже будет платной. Впрочем, в большинстве случаев это лишняя информация. Если автомобиль в залоге – это уже повод отказаться от покупки, даже не зная дополнительных данных.
Авторы проекта придумали очень интересный стимул заставить банки вносить информацию об автомобилях в реестр, ведь только тогда можно будет добиться того, чтобы в нем содержалась свежая и актуальная информация. Просто заставить банки делиться информацией – не вариант (хотя кредитным организациям тоже выгодна эта система), поэтому сделано хитрее.
Внесение сведений в реестр дело добровольное, закон не принуждает к этому ни залогодателя, ни залогодержателя. Но статьей 352 Гражданского кодекса установлено, что в случае возмездного приобретения заложенного имущества лицом, которое не знало и не должно было знать о том, что имущество является предметом залога, залог прекращается. То есть при отсутствии сведений в указанном реестре, который, по сути, будет выполнять роль открытой информационной площадки, банк потеряет предмет залога в случае его продажи. Менеджер забыл внести информацию о проданном в кредит авто? Все – банк не сможет выдвигать требования человеку его купившему, так как тот теперь будет считаться добросовестным приобретателем. С другой стороны, если человек приобрел залоговый автомобиль, сведения о котором значатся в реестре, он лишится как автомобиля, так, вероятнее всего, и потраченных на его покупку средств.
В общем, и банки, и покупатели подержанных авто должны от появления подобного ресурса только выиграть. В проигрыше может остаться первый владелец машины, возможно, ему будет чуть сложнее продать свой автомобиль. Не совсем понятно, как в системе реализован механизм выхода из залога. Понятно, что банк при первоначальной заявке указывает срок кредитования, и весь этот срок автомобиль считается в залоге. Но можно представить себе ситуацию, что покупатель досрочно погасил кредит и хочет быстро продать автомобиль. Сделать ему это будет трудно, ведь в реестре он будет до сих пор числиться как кредитный. Банки наверняка могут вручную корректировать статус машины, но в отличии от первоначального внесения данных стимула делать это оперативно у них уже нет.
Несмотря на это реестр регистрации уведомлений о залоге движимого имущества одно из самых толковых нововведений в автомобильной жизни страны в последнее время. Система его функционирования выглядит продумано и может решить проблемы, которые возникают при покупке кредитных авто. А тем, кто покупает подержанные автомобили (в том числе и через наш сайт), остается с 1 июля не забывать проверять понравившийся автомобиль в базе данных по VIN-коду. Если его там не будет, покупать можно смело.