Готовь резину с лета
О более жестком контроле «резинового» вопроса задумались в конце 2012 года после приснопамятной пробки в десяток километров на трассе Москва – Санкт-Петербург, вызванной снегопадом и гололедицей. Летняя резина фур просто перестала функционировать, в заварушку попали и самые «шустрые» из владельцев легкового транспорта, которые слишком отложили вопрос смены покрышек. Было много проектов, регламентировавших использование шин различного типа, но остановились, как нам кажется, на не самом прогрессивном. О чем же речь?
Логично, что автомобиль должен быть обут в покрышки по сезону. То, что считать сезоном, и есть предмет спора. В итоге сейчас считать планируется по календарному принципу. Зима для шин наступает 1 декабря и заканчивается 28 (29) февраля, а лето – 1 июня и 30 августа соответственно. Законодательство запретит передвигаться зимой на летней резине и, внимание, летом на покрышках с шипами.
Остаточная величина протектора по-прежнему главный фактор
При том, что запрет на летнюю резину зимой мы всецело поддерживаем, нас смущает негибкость в вопросе дат. Капитан Очевидность не даст соврать, что в южных регионах России зима мягче и короче, чем в северных, так почему бы не сделать дифференциацию? Пока роль сглаживающих буферов играют весна и осень, в которые можно использовать оба типа резины.
Многих удивил запрет ездить летом на шипованной резине. Но этот пункт протолкнули дорожники. Известно, что шиповая резина способствует разрушению асфальта. Не случайно в странах южной Европы шипы запрещены в принципе, даже зимой, а в северной Европе введено ограничение на количество шипов в покрышке (при размере R16 получается около 100 штук). Да и на сухом асфальте шипованная резина куда хуже летней по своим свойствам, так что такой запрет логичен. Кстати, в России тоже скоро будет введено ограничение на количество шипов. Но с 2016 года и это уже другая история.
Отметим и еще факт – технический регламент устанавливает запрет на эксплуатацию летней резины зимой и шипованной летом только для легкового транспорта. И многотонные грузовики, и их прицепы, и даже автобусы, которые перевозят ни в чем не повинных пассажиров, вольны ездить на чем угодно, лишь бы глубина протектора соответствовала установленным параметрам.
Зимняя резина это не только проходимость, но и безопасность
Для зимних покрышек вводится еще одно новшество – минимальная остаточная глубина протектора. Пока этот параметр регулируется только для летней резины, теперь заговорили и о зимней. И это правильно, потому что требования к ней другие. Если летние шины разрешено «скатывать» до 1,6 миллиметра, то зимнюю резину можно будет использовать пока на ней не останется 4 миллиметра протектора. Введение лимита потребовало в том числе и распространение в России так называемых скандинавок – нешипованной зимней резины. Раньше российские водители ездили с шипами и пригодность покрышки контролировали в основном по остаточному их количеству. Для «липучки», понятное дело, нужен свой показатель.
Кстати, уточнен и спорный момент по остаточному протектору летних шин. Мы уже упомянули, что для легковых авто он составляет 1,6 миллиметра, а вот для грузовых – 1 миллиметр. В спорной ситуации оказываются автомобили типа «ГАЗель», у которых разрешенная масса меньше 3,5 тонн и которые относятся к категории «B», но по факту являются грузовыми, что позволяет их водителям искатывать резину до 1 мм. Теперь уже позволяло, потому что такие машины приравнены к легковым авто и ездить на покрышке могут только до 1,6 миллиметра.
В новых требованиях к шинам интересны не только конкретные нормы, но и тот факт, что все они описаны… в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Главный документ любого водителя «Правила дорожного движения» и его помощник КоАП обо всех этих требованиях ни сном ни духом. Там по-прежнему для шин вводится только минимальный протектор и штраф в 500 рублей за игнорирование этого правила.
О введении обязательной зимней резины для грузовиков речи пока нет
То, что новые требования к шинам пока что не прописаны в ПДД, ставит вопрос о том, как их применять. Сегодня юристы расходятся в комментариях, есть и такие, которые вообще заявляют, что требования какого-то регламента для водителя не указ и пока все не пропишут в ПДД можно спокойно пользоваться летней резиной зимой. Другие же полагают, что силы технического регламента хватает для запрета, а для определения наказания подходит все та же статья КоАП, которая штрафует на 500 рублей. Но это, повторим, только рассуждения, как оно будет на самом деле пока непонятно.
Кому-то наш рассказ о том, что произойдет зимой, может показаться преждевременным, но мы не случайно обратились к этой теме в разгар лета. Мы надеемся, что наши читатели люди здравомыслящие и не использовали летнюю резину зимой без всякого запрета. Но сейчас самое время задуматься о том, на чем ездить зимой. Достать свою старую резину, измерить остаточный протектор и если он слишком мал – откладывать деньги на новые покрышки. В конце концов, это безопасность, чтобы там не решили законодатели. Сейчас, не в сезон, цены на зимнюю резину самые низкие. Скоро они опять начнут подниматься. Возможно и такое, что цены в грядущем зимнем сезоне, в связи с новым техрегламентом, станут в разы выше предыдущего.