Новые тарифы ОСАГО
Итак, с 1 октября 2014 года лимит страховой суммы по ОСАГО за вред, причиненный имуществу, составляет 400 тысяч рублей за каждое транспортное средство, пострадавшее в ДТП (то есть никакого суммарного ограничения, как это было раньше, нет). Впрочем, нужно оговориться, что это нововведение распространяется только на договоры, заключенные начиная именно с этой даты. То есть по всем старым страховкам действуют и прежние лимиты. Также с 1 октября снижено максимально возможное значение износа: раньше это было 80%, а теперь 50% (а вот это правило действует на все полисы). Кроме того, в четырех регионах России ввели безлимитный европротокол.
Для некоторых категорий водителей стоимость страховки существенно возростет
А что тарифы? Центробанк неожиданно долго тянул с их оглашением, еще время потребовалось на написание нужных бумаг – в итоге расценки на ОСАГО официально поднимаются с 11 октября. То есть у водителей было 10 дней на то, чтобы застраховаться по новым лимитам, но старым ценам. Впрочем, страховые компании в эти дни старались не продавать полисы под самыми разными предлогами, даже тем, кому документ нужен для постановки автомобиля на учет. В общем, это были жаркие деньки.
С 11 октября начинают работать новые цены. Базовый тариф увеличен минимум на 23,2 процента, максимум – на 30 процентов. Как и обещал ЦБ, теперь в тарифах ОСАГО применена «вилка», чтобы можно было вести конкурентную борьбу между разными СК. Базовый тариф был 1980 рублей. После повышения он составляет: минимум – 2439 рублей 36 копеек, максимум – 2574 рубля. С одной стороны, тарифный коридор получился не слишком широким (около 135 рублей), но с другой стороны, базовая ставка несколько раз умножается на коэффициенты. И после этой процедуры разница может быть заметна. Всего удорожание ОСАГО должно составить те же 25-30 процентов от сумм прошлого года.
Проиллюстрируем это конкретным примером. Коэффициенты в разных регионах отличаются, поэтому будем говорить о Москве. Возьмем водителя старше 22 лет со стажем вождения выше 3 лет (коэффициент 1). Предположим, что он страхуется уже восемь лет и ни разу не совершал аварий, то есть ему присвоен 11-й класс (коэффициент бонус-малус равен 0,6). Мощность его автомобиля от 120 до 150 л.с. (коэффициент 1,4). При старых тарифах он купил бы полис за 3326 рублей, при минимальном повышении – за 4099 рублей, при максимальном – за 4324 рубля. Если не учитывать коэффициент бонус-малус (а в современных реалиях его редко учитывают), то получится: изначально – 5544 рубля, минимальное повышение – 6832 рубля, максимальное повышение – 7207 рублей. Рассчитывать на минимальную ставку в наших условиях наивно, лучше сразу ориентироваться на максимальную. Получится, что наш условный водитель должен платить примерно на 1650 рублей в год больше, чем это делал раньше. А это уже немало.
Судя по всему, новые тарифы не помогут стабилизировать ситуацию на рынке ОСАГО
Самое удивительное, что страховые компании такое повышение, похоже, не удовлетворяет. Во всяком случае, первые комментарии представителей сообщества говорят именно об этом. Особенно страховщики напирают на то, что тарифы выросли на 30%, а лимиты – на 300%. В таком разрезе и правда все выглядит ужасно, вот только представители страховых компаний забывают упомянуть, что средняя выплата сегодня равняется примерно 30 тысячам рублей, а число клиентов, которые упираются в максимальный лимит в 120-160 тысяч рублей, не превышает 5%. Значит, объем выплат увеличится не так уж и значительно, а вот сборы реально подрастут на 25-30%.
Еще страховщики сетуют на то, что никто не поменял региональные коэффициенты, а значит в убыточных регионах ситуация все равно останется сложной. Впрочем, вилка базовых ставок как раз и создана для того, чтобы страховые компании могли сами регулировать размер базовой ставки в каждом конкретном регионе.
Есть мнения, что и без повышения страховщики не очень-то бедствовали. Председатель «Движения автомобилистов» России Виктор Похмелкин заявил, что повышение тарифов абсолютно не оправданно, так как страховые компании не тратят 80% страховых премий на компенсационные выплаты своим клиентам, как это должно быть по закону. По его информации, последние три-четыре года средняя сумма выплат по стране составляла 57% от сборов, а до этого была еще ниже. Таким образом, существует огромный резерв для работы страховых компаний с ОСАГО без повышения тарифов.
Новые лимиты должны покрывать и серьезные ДТП
Так или иначе, тем, кто ждал, что с октября, когда повысятся тарифы, ситуация на рынке ОСАГО стабилизируется, нужно перестать тешить себя надеждами. Ведь страховые компании и сегодня неплохо наживаются на автомобилистах, навязывая страхование жизни и другие услуги, занижая компенсации и создавая дефицит бланков. Их повышение заставит придумывать только новые отговорки, чтобы не работать как положено. Не удивительно, что на автомобильных форумах все чаще проскакивает идея бойкотировать ОСАГО. Снятие номеров за езду без страховки отменили, остался только штраф в 500 рублей. Тем, кто ездит немного, платить штрафы может выйти даже дешевле, чем покупать страховку. А это очень опасные мысли, ведь само по себе ОСАГО полезная вещь, примеры европейских стран тому подтверждение, вот только функционировать оно должно правильно. Если ситуация и дальше будет развиваться в этом направлении, то ОСАГО в России просто-напросто прекратит свое существование.