Стоимость содержания бюджетной иномарки
Прежде всего расскажу про методику, которую я использовал, чтобы сделать вычисления более-менее актуальными для широкого круга автовладельцев. Все траты на машину я разделил на две категории. К первой относятся расходы, которые можно охарактеризовать как плата за владение автомобилем. Не секрет, что даже если не ездить на машине, она все равно требует расходов – нужно оплачивать транспортный налог, покупать ОСАГО. В эту же категорию я отнес обеспечение автомобиля такими вещами как музыка и сигнализация.
Полагаю, что эти два компонента должны быть в любом автомобиле, кроме того их наличие не сказывается на пробеге. По аналогичной логике в этот раздел попали покупка троса для буксировки и компрессора. Это тоже траты вне зависимости от пробега, и такие вещи автовладелец должен иметь в любом случае. Наконец, в этот раздел попадает потеря стоимости, ведь машина теряет в цене даже если стоит в гараже. В теории, сюда же нужно считать траты на тюнинг, но я этим не увлекаюсь, посему этого пункта у меня в подсчетах нет.
Вторая категория – траты на эксплуатацию. Тут все просто. Считаем расходы на бензин, запчасти и обслуживание автомобиля, включая мойку. Зачем нам такое разделение по категориям? Во-первых, оно будет наглядным для большинства автовладельцев, потому что позволяет исключить фактор разного пробега в год, а, во-вторых, даст возможность более грамотно оценивать расходы на эксплуатацию автомобиля.
Если есть условия для самостоятельной мойки – это хороший источник экономии
Но прежде чем огласить итоговые цифры скажу на примере какого автомобиля велись подсчеты. Это Renault Logan 2008 года выпуска. Машины была куплена в 2011 году в трехлетнем возрасте. Можно утверждать, что трехлетний автомобиль в плане стоимости километра пробега получается самым выгодным, по этому показателю он интереснее даже новых машин. Почему? Во-первых, на не гарантийных авто владелец не ездит на ТО к дилеру, а делает все сам или в более дешевых неавторизированных мастерских, во-вторых, потеря в стоимости оказывается существенно меньше. Первые три года машина очень быстро теряет в цене, потом скорость падения сокращается. Да, на немного подержанной машине все неисправности приходится устранять за свой счет, гарантии уже нет, но как показывает практика, в большинстве случаев трехлетний автомобиль довольно крепок, чтобы не ломаться слишком часто.
История эксплуатации моего Logan тому подтверждение. Машины была куплена с пробегом 20 тысяч километров, за последующие четыре года на одометре появилось еще 92 тысячи. Ремонты, конечно, были, но в весьма разумных пределах. Для начала, как и в случае покупки любого б/у, пришлось устранять косяки предыдущего владельца. Мне это обошлось в замену левого привода (он неразборный, и поменять захрустевший ШРУС отдельно было нельзя), фар головной оптики и компрессора кондиционера. К счастью, последнюю дорогостоящую делать удалось купить б/у по приемлемой цене.
Левый привод пришлось менять два раза
Дальнейшая эксплуатация принесла не так уж и много поломок. На общем пробеге в 80 тысяч километров пришлось перебрать переднюю подвеску, что вылилось в замену рулевых наконечников и тяг, правого рычага, стоек и втулок стабилизатора. Впрочем, это я поломками не считаю, у любого автомобиля к этому пробегу подвеска начинает сдаваться. Хорошо еще, что второй рычаг, а также амортизаторы за 112 тысяч общего пробега не потребовали замены.
Зато пришлось второй раз заменить левый привод. Сразу после покупки я установил китайскую запчасть, у которой через 2 года и 40 тысяч километров потек сальник (конструкция Logan такова, что левый привод смазывается маслом из коробки передач, и если сальник начинает течь, коробка постепенно теряет масло и может заклинить). В этот раз привод был установлен оригинальный (кстати, совсем и не дорогой), заодно заменил масло в коробке. Кроме того, потребовалось менять тросик газа, лампочки и немного другой мелочевки.
По запчастям основной расход – это плановое ТО. Масло в Logan нужно три литра, фильтры дешевые, свечи тоже, но поди ж ты – сумма все равно выходит приличная. Значительная ее часть -это ТО-60, где я поменял ремни и ролики, в том числе и ГРМ, тут и запчасти стоили недешево, и работа.
Заменить масло на Logan легко своими силами
Хотя, нужно признать, что расходы на автосервис за 4 года получились не очень большими – всего около 15 тысяч рублей, при том, что самостоятельно я делал только простейшие операции очередных ТО, а за любым более-менее квалифицированным ремонтом обращался к специалистам. При этом отдельной графой шел шиномонтаж – и за 4 года потребовал 12700 рублей. Вот что значит нет второго комплекта дисков. Для себя я уяснил – покупаешь машину на долгий срок, второй комплект дисков (если мы говорим о штамповке, конечно) не только окупится, но и будет давать экономию. Кстати, на два комплекта четырнадцатидюймовой резины пришлось потратить 14750 рублей, благо покупал я ее в то время, когда она еще не успела подорожать.
Но главной статьей расхода оказался, конечно, бензин. Logan я считаю экономичной машиной, в городе я укладывался в 9 литров 92-го, по трассе в зависимости от скорости движения расход составлял от 6 до 8 литров, в среднем 6,5-6,7. Даже при таких скромных показателях на топливо для 92 тысяч километров пробега ушло 178970 рублей. Страшно представить, какие цифры выходят у владельцев мощных джипов или спорткаров.
Ну, а теперь итоговые цифры. Каждый километр эксплуатации машины мне обошелся в 3,02 рубля. Помимо этого, 1530 рублей в месяц требовало владение автомобилем. Как не трудно подсчитать, в месяц я накатывал 1900 километров, а значит, в месяц машина мне обходилась примерно в 7230 рублей.
Заправка автомобиля
Сделаем пояснения, как трактовать эти цифры. Подсчеты я начал вести четыре года назад, когда все стоило дешевле. Если посчитать по нынешним ценам, то общая сумма вырастет процентов на 20. Я вел подсчеты на примере конкретного автомобиля, но можно утверждать, что машины схожей стоимости в обслуживании и эксплуатации аналогичны, а вот чем выше класс автомобиля, тем дороже он обходится. Разница, прежде всего, в стоимости запчастей и ремонта. Да и мотор у более дорогих машин обычно большего объема, у него дороже страховка и выше расход. А вот внедорожники сравнивать с обычными седанами или хэтчбеками не стоит – у них свой порядок цифр. Надеемся, наши подсчеты помогут вам грамотнее рассчитать бюджет на поездки, а, может, и вообще задуматься, нужен ли вам автомобиль.