Бу Андерссона уволили: как и почему
Плохое
Просто так не увольняют, тем более известного и авторитетного человека, у которого к тому же еще год действующего контракта (парашют у Бу получается даже не золотой, а платиновый). Но, видимо, напекло. У АвтоВАЗа два основных акционера – «Ростех», читай государство, и Renault, и у обоих есть причина быть недовольными шведом.
Прошлый год АвтоВАЗ закончил с убытком в 72 миллиарда рублей. 72 миллиарда, Карл! Вы просто вдумайтесь в эту цифру, это же просто черная дыра, которая с фантастической скоростью пожирает деньги. Убытки просто так никуда не деваются, их придется покрывать акционерам. Если государство уже привыкло дотировать завод и относится к этому как к неизбежному злу, то для бизнесменов из Renault такой подход в новинку – они на АвтоВАЗе теряют огромные деньги. Что бы не говорил по этому поводу топ-менеджмент Renault.
Даже первое приближение показывает, что сэкономить можно было неплохо. АвтоВАЗ тратил огромные деньги на реконструкцию домов отдыха и турбаз, проводил огромные сомнительные выплаты за маркетинговые услуги, пускал пыль в глаза, организовывая дорогостоящие тест-драйвы за границей. И так далее. Это, конечно, не 72 миллиарда рублей, но убыток мог и должен быть меньше.
Качество машин повысилось, количество работников сократилось
«Ростех», как госструктуру, беспокоит другое. За два года работы Андерссона было сокращено 12 тысяч человек, а с февраля этого года оставшиеся сотрудники переведены на 4-дневнюю рабочую неделю с сокращением зарплаты на 20%. Тольятти на грани социального взрыва, ведь все в этом городе завязано на автопром, а зарплата сокращается, безработица растет. Хотя с чисто экономической точки зрения сокращения в условиях кризиса это правильный шаг, ибо спрос на автомобили объективно упал, для «Ростеха» этот подход неприемлем. Государству проще дать лишних пару миллиардов, чтобы завод выплачивал людям зарплату, пусть даже и без особой работы.
Это все объективные параметры, но есть и субъективный - Андерссон умудрился со всеми поссориться. О его самовлюбленности и эгоизме ходят легенды. Сегодня многие сотрудники завода его называют «параноиком, одуревшим от безнаказанности», за сомнительные инициативы, постоянное возвеличивание себя и унижение подчиненных. Он постоянно наезжал на поставщиков, из-за чего те постоянно устраивали бунты, а также разогнал и ликвидировал целый ряд смежных вазовских производств, среди которых были интересные не только в техническом плане, но и вполне прибыльные в экономическом. Низкий процент локализации автомобилей – это еще одна претензия к Андерссону от «Ростеха».
Хорошее
За два года работы Андерссона в Тольятти из стен завода выехало шесть новых моделей. Четыре из них это вариации на тему уже существующих автомобилей – Largus Cross, Kalina Cross, Urban 4x4 и Granta-лифтбек. Но две другие модели абсолютно новые, да какие!
Давно машины от АвтоВАЗа не становились главными событиями на рынке. XRAY получился похуже, даром, что это фактически перелицованный Renault, но вот Vesta стала настоящим открытием. Фактически эти две новинки – это начало новой жизни для завода, у которого есть теперь концепция и есть даже дизайн. Спасибо Стиву Маттину. Да и появление Vesta сложно переоценить, ведь это не просто новый автомобиль, это новая платформа, на которой, при должном подходе, можно выпустить еще не одну машину.
Lada Vesta
За прошедшие два года заметно повысилось качество тольяттинских машин, даже старого модельного ряда. Если в 2013 году около половины автомобилей после схода с конвейера имели дефекты, но в 2016 году этот показатель упал до 10-15%. Да и все отмечают, машины стали похоже на машины, а не на ведра с болтами. Хотя и подорожали, конечно.
Удивительно, но Андерссон занялся и дилерской сетью, которая обзавелась единым оформлением и даже, говорят, стала работать чуть лучше. Совсем левых дилеров убрали, зато добавили новых партнеров – купить Lada теперь легче и приятнее, чем раньше, и по этому показателю АвтоВАЗ уже не отстает от иностранных марок.
Так что впечатления от деятельности Андерссона остались очень противоречивые. В любом случае, он начал ломать парадигму российских авто. Мы привыкли, что АвтоВАЗ это страшные, неудобные и ненадежные автомобили, зато очень дешевые. Теперь по качеству они почти догнали конкурентов из бюджетного сегмента, но и по цене тоже. Российские запчасти во многих случаях заменены на импортные, и чуда не случилось – хорошую машину подешевке потребитель не получил, такого не бывает.
Largus-VIP был личной идеей Андерссона. Он, кстати, на нем и ездил
Кто будет преемником Андерссона пока неизвестно – его назовут 15 марта. Высказывается много предположений, но пока гадать смысла нет, мы все узнаем и увидим. Теперь интересно, как новая метла воспользуется положительными, и нейтрализует отрицательные наработки Андерссона. Как обычно, с АвтоВАЗом скучно не будет. Нам, потребителям, главное, чтобы не упало качество производства и не росли цены. Остальное – неважно.
Уважаемые читатели, предлагаем вам подискутировать на тему деятельности Бу Андерссона на посту директора АвтоВАЗа. Как вы ее оцениваете и как относитесь к увольнению? Ждем ваши мнения в комментариях.